ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ (ПРИЧАСТИЕ)

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»

(Ин. 6: 53-54)


Причастие Тела и Крови Христовых является самым главным Таинством Православной Церкви. Без преувеличения можно сказать, что именно ради этого Церковь существует. Это Таинство Христос установил накануне Распятия во время Своего последнего пасхального ужина с учениками («Тайной Вечери»). Во время этой вечери Господь взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: «Примите, ешьте, это Тело Мое, которое за вас предается», после сего Он взял чашу с вином и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». По слову Господа, хлеб и вино стали Его Телом и Кровью. Совершив это, Господь сказал: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор это великое и страшное Таинство совершается для нас на каждой Литургии, и мы, вместе со святыми апостолами, вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Спасителя.

Подготовка к Причащению

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить — для того, чтобы Причастие не было "в суд и осуждение" христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия в особых случаях (например, болезни человека, опасной или сложной жизненной ситуации и т.д.) по благословению священника, могут корректироваться и иметь послабления. Однако христианам следует понимать, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и поэтому в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (Исповедь, участие в богослужении, пост, исполнение молитвенного правила и т.д.) является обязательной.

Осознание смысла

Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не просто исполнить религиозный обряд.

Искреннее желание

Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Это желание должно быть соединено со Страхом Божьим (благоговением к святыне) и чуждо всякого лицемерия: "Начало мудрости — страх Господень" (Притч. 9:10). Человек должен помнить, что тот "кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней" (1 Кор. 11:27).

Душевный мир

Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти к кому-либо. По крайней мере, он должен прилагать усилия, чтобы простить, примириться и насадить в своем сердце мир и незлобие. В противном случае причащаться недопустимо. Господь наш Иисус Христос сказал: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5: 23-24).

Церковность

Человек не должен нарушать церковных канонов, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как "благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов" (Мученик Иустин Философ. Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов воссоединиться с Церковью в Таинстве Покаяния.

Недопустимо приступать к Таинству Причастия живущим в гражданском «браке» — блудном сожительстве мужчины и женщины не зарегистрированном в ЗАГСе. Зарегистрированный брак является законным браком, к которому Церковь относиться с уважением. Однако перед супругами со временем обязательно должен встать вопрос о венчании.

Напряжённая духовная жизнь

Христианская жизнь, к которой призван каждый верующий, невозможна без ведения им напряжённой духовной жизни как постоянной внутренней борьбы христианина между живущим в нём ветхим человеком с повреждённой грехом природой и новым человеком, рождённым во Христе в Таинстве Крещения, получившим семя вечной жизни, которое он призван возрастить. Напряжённая духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание и противление греху, понуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию и т.д. Из этого сущностного условия вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни.

Литургический пост

Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед Причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода РПЦ 1969 года составляет не менее 6 часов. Возникает вопрос, если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: "Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же" (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику.

Исповедь

Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной Исповеди перед Причастием: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:28-29). Исповедь перед Причащением может происходить накануне вечером, или утром, перед Литургией.

Телесный пост

Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед Причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед Причастием, как правило, полностью отменяется. Перед Причастием также следует соблюдать супружеский пост. О том, как следует поститься лично Вам необходимо посоветоваться со священником. Во время подготовки к Таинству Причастия нужно максимально воздержаться от курения. И, конечно же, недопустимо приступать ко Причастию, выкурив перед этим сигарету.

Участие в богослужении и домашняя молитва

Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к Литургии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения нужно быть на вечернем богослужении. Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение Последования ко Святому Причащению (обычно принято читать канон вечером, а сами молитвы вслед за утренними молитвами утром, но можно прочитать полностью Последование вечером накануне или утром). Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона Ангелу-Хранителю; обязательным является их прочтение в случае отсутствия на вечернем богослужении. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

Телесная чистота

Женщинам предписывается воздержаться от Причастия на период женских дней и сорокодневного послеродового периода: "Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом" (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

Итак, подготовка к Причащению включает:

  • Соблюдение телесного и душевного поста перед Причастием
  • Участие в вечернем богослужении накануне Причастия
  • Исповедь накануне Причастия, после которой священник допускает до Причастия
  • Прочтение дома определенного молитвенного правила
  • Воздержание от пищи и пития в сам день Причащения
  • Участие во всем последовании Божественной Литургии в сам день Причастия
  • Прочтение благодарственных молитв после Причащения

Built with Mobirise